, Воронеж
  • 27124

«В школу не пойдем». Почему воронежские родители переводят детей на семейное образование

В учебном году – 2018/2019 дома будут заниматься 118 учеников.
«В школу не пойдем». Почему воронежские родители переводят детей на семейное образование «В школу не пойдем». Почему воронежские родители переводят детей на семейное образование
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

В учебном году – 2018/2019 118 воронежских детей будут изучать школьную программу по системе семейного образования. Родители обучают детей сами или нанимают им репетиторов, а два раза в год школьники сдают экзамены, контрольные, рефераты, пишут диктанты и сочинения. Родители, ученики и учителя рассказали журналистам РИА «Воронеж» о плюсах и минусах такого вида образования.

Катя и Варя

В семье Тюриных трое детей. Кате десять лет, Варе семь, а младшей, Насте, всего четыре месяца. Старшие девочки успешно справляются со школьной программой дома – их мать Нина уже подумывает о том, чтобы в будущем самой обучать и младшую дочь.


Фото – Михаил Кирьянов

– Катю в четыре года отдали в спортивную гимнастику, где выматывающие тренировки почти каждый день. Ближе к школе я начала думать о том, чтобы попробовать семейное обучение, но муж оказался против. Мол, что ты вообще такое придумала, ребенок должен, как все дети, учиться в школе. Мы живем в Семилукских Выселках, а записались в 37-ю школу, что в центре Воронежа. Она сотрудничает с нашей спортшколой, – рассказала Нина Тюрина. – Ты утром отводишь ребенка в школу, после уроков его ведут на тренировки, забираешь уже вечером. В этом плане удобно, но вот добираться утром и вечером через весь город – это настоящий ужас. Мы так прокатались два месяца. Дочь была вымотанной, ведь приезжали домой после 20:00, ужинали и сразу садились за уроки. Подумали и решили все же попробовать семейное обучение. Сейчас Катя в четвертом классе, и ни она, ни мы с мужем ни разу не пожалели о переходе. Средняя, Варя, нам сразу заявила, что тоже в школу не пойдет. Мы особо и не настаивали, также прикрепили ее к 37-й школе. Она даже на 1 сентября в первом классе не захотела идти. Спросила: а зачем? Говорим: ну как же, это ведь на всю жизнь запоминается – бантики, цветы, портфель. Так и не смогли ее убедить.

Нина Тюрина сама занимается с девочками. Строгого режима у них нет: они встают не по будильнику, а когда выспятся. За учебники берутся не по звонку, а когда есть силы и желание.

– Скажу честно, дети не каждый день у меня уроками занимаются. У меня нет цели стоять у них над душой и следить, чтобы они пыхтели над учебниками. Для меня главное, чтобы они усвоили программу. Если какая-то тема не дается, мы закрываем учебник и забываем о ней на некоторое время. Проходит несколько дней, может, неделя, мы снова за нее садимся, и она поддается. А как то же самое проходит в школе: прошли тему на уроке, ребенок не понял ее, до глубокой ночи родители с ним ее разбирают. Голова уже ничего не соображает ни у ребенка, ни у взрослых, все психуют, ребенка чуть ли не тупым считают из-за того, что он что-то не понимает, – заметила Нина Тюрина.

Кроме уроков в жизни девочек есть кружки и секции. Пять раз в неделю сестры занимаются гимнастикой, а еще учатся играть на фортепиано и гитаре, рисуют, учат английский.


Фото – Михаил Кирьянов

Два раза в год Катя и ее сестра проходят аттестацию в школе: пишут диктанты, тесты, контрольные, сдают рефераты по окружающему миру и поделки по технологии. Третий класс Катя окончила с одной четверкой – по русскому языку.

– У меня могла быть пятерка – учитель не заметила ошибку, зато ее увидела мама и сказала, чтобы все честно было, и мне поставили четверку. Сначала было обидно, но мама говорит, что оценки – это не главное, главное – знания. И пока мои знания не дотягивают до пятерки по русскому, – рассказала Катя Тюрина.

По образованию мать девочек инженер. Хорошо знает все точные науки. Единственная сложность сейчас с английским языком, ведь в школе она учила французский.

– Ничего страшного, начала учить английский вместе с Катей с нуля. Вместе разбираемся, плюс она ходит на бесплатные занятия по языку в Дворец творчества. А что касается социализации, которой обычно любят попрекать родителей, выбравших семейное образование, – общения с ровесниками девочкам хватает в кружках и секциях. Также у них есть друзья из соседских детей. Девочки у нас общительные, любого взрослого заболтают. Опять же, они сами выбирают тех, с кем им легко и интересно общаться. В школе же тебя посадили с мальчиком Васей – и терпи, даже если он хулиган или мажор с последней моделью айфона, – рассудила Нина Тюрина.


Фото – Михаил Кирьянов

Изначально семья Тюриных планировала, что Катя будет «семейником» только в начальной школе. Сейчас родители уже думают о том, чтобы продолжить учиться по этой системе и дальше.

– Да, появятся новые предметы, но алгебру, геометрию, физику и химию я знаю. Я вижу, насколько спокойнее стала Катя, что она ничуть не уступает, а может, и опережает в знаниях своих ровесников. Ребенок не хочет возвращаться в школу. Для нее сейчас это самое страшное наказание. Если Катя начинает лениться в учебе, говорю, что переведу ее снова в школу, и она тут же становится серьезной, – призналась Нина Тюрина.

Богдан и Валя

Сыновья Елены Полетаевой всего месяц на семейном обучении, и за этот короткий промежуток она успела ощутить разницу. Мальчишки, которые постоянно пропускали школу из-за болезней, хорошо себя чувствуют.


Фото – из архива Елены Полетаевой

– Младший, ему десять лет, уже наверняка бы или вирус домой принес, или как минимум с соплями пришел. А у 15-летнего старшего сердце начало шалить на фоне пубертатного периода. Педиатры говорят, что это все временно, но тем не менее в прошлом учебном году ему часто плохо в школе из-за этого было. Учителя отпускали его домой, как следствие, он пропускал занятия, и его начинали гнобить из-за того, что он плохо знает программу. Сейчас дети высыпаются, они сытые, не перехватывают что-то на бегу, у них нет страха перед учителем от того, что они что-то не знают, а их вызовут к доске. Их не пугают ОГЭ и ВПР, не говорят, что нужно каждый день без выходных и каникул готовиться к экзаменам. Благодаря этому здоровье сыновей стало лучше. Кардиолог заметил хорошую динамику у старшего, – рассказала Елена Полетаева.

Старший, Богдан, занимается сам. В начале учебного года они с матерью просмотрели учебники, выписали темы, которые предстоит изучить, и составили индивидуальный план обучения. Каждый будний день парень изучает три новые темы плюс повторяет уже пройденный материал и обязательно читает художественную литературу.

– Он сначала сам изучает тему, потом смотрит видеоуроки по ней на YouTube. Если что-то не понимает, спрашивает у меня или у бабушки. Я ему сказала, что, если он что-то не будет понимать, мы наймем репетитора, но вот прошел месяц, и пока ему самому все понятно. Богдан ответственный, в этом плане мне, конечно, повезло, я не контролирую его. Я постоянно и старшему, и младшему сыну повторяю, что их знания не мне нужны, а им. Это их жизнь, поэтому я никогда их не ругала за плохие оценки. Тем более что система оценок в наших школах очень субъективная, порой оценка зависит от настроения учителя, а не от знаний ребенка, – говорит Елена Полетаева.


Фото – из архива Елены Полетаевой

Младшего сына, Валентина, матери приходится контролировать: вместе разбираться с темами, напоминать, что пришло время делать уроки.

– Я купила сыну обучающую программу по математике, рассчитанную как раз на «семейников». Ему нравится. Семейное образование дает свободу, что очень важно для нас, так как мы очень часто путешествуем. Вот сейчас, например, мы с младшим находимся в Москве, он захотел попробовать себя в актерской сфере. Мы нашли специальный сайт, где разыскивают актеров массовки. Валя уже снялся в трех сериалах. Ему это очень нравится – и сам творческий процесс, и возможность самостоятельно заработать. Учась в школе, мы не могли бы вот так среди учебного года сорваться с уроков и уехать на съемки, – призналась Елена Полетаева. – Продолжим мы семейное образование или вернемся в школу – покажет первая аттестация. Мальчишки должны явиться в 37-ю школу, к которой прикреплены, с 1 по 20 декабря и показать свои знания. Если не сдадут, значит, они снова пойдут в школу. Время покажет.

Ева

Десятилетняя дочь Клары Михайлусь находилась на семейном образовании год. В сентябре 2018 года Ева снова вернулась в школу, в 4«В» воронежского лицея №1.


Фото – Михаил Кирьянов

– Мы перевели дочь на семейное образование в надежде, что так получится решить часть проблем со здоровьем. Но прошлый учебный год показал, что проблем меньше не становится, а социализация без школы страдает. А мое личное мнение – что умение общаться, отстаивать свое мнение и презентовать себя не менее важно, чем багаж знаний по общеобразовательным предметам. Ведь успех человека в будущем напрямую зависит от умения контактировать с окружающими. Мы видели, что она скучала по одноклассникам весь третий класс. Спросили ее, хочет ли она вернуться в школу. Дочь сказала «да», – сообщила мать девочки.

Клара вспомнила, что первая «семейная» четверть далась Еве непросто. Потребовалось время, чтобы составить график занятий и четко его придерживаться, настроиться на серьезное отношение к учебе в домашней среде и осознать, что мама не даст расслабиться и будет спрашивать, как школьный учитель.

– Мы договорились с директором нашего лицея, что будем проходить аттестацию каждую четверть. Из-за организационных моментов первую четверть Ева не очень хорошо закончила. Но потом учебный процесс нормализовался, и следующие четверти были на «отлично», – рассказала Клара Михайлусь. – Мы придерживались расписания. Утром каждый день занимались русским языком и математикой – не по 45 минут, а по часу и даже больше. После обеда изучали английский язык, окружающий мир, читала художественную литературу, дополнительно занималась в музыкальной школе по классу фортепиано.


Фото – из архива семьи Михайлусь

По словам Клары, благодаря семейному образованию дочь стала более самостоятельной:

– Младшему сыну сейчас девять месяцев. После моих родов дочь сама стала делать уроки, изучать новые темы. Конечно, ей иногда помогали взрослые, но в основном она все делала сама. Могу сказать, что уровень знаний благодаря семейному образованию у Евы стал выше. Но у нас нет цели вырастить нобелевского лауреата. Поэтому, взвесив все, мы решили вернуться в школу. В нашем случае социализация и хорошее образование в лицее перевесили свободный график, экономию на форме, взносах в фонд школы и более качественное индивидуальное семейное обучение. У семейного образования есть и плюсы, и минусы. Я не жалею, что у нас был такой опыт. Но здесь нужно смотреть на ребенка, оценивать, каковы возможности ученика и родителей относительно самостоятельного изучения программы, есть ли желание общаться с одноклассниками. Вот наш средний сын – очень общительный ребенок, я сомневаюсь, что ему подойдет семейное обучение.

В чем плюсы и минусы семейного образования?

Достоинства и недостатки семейной формы образования назвала руководитель управления образования и молодежной политики мэрии Воронежа Любовь Кулакова.

Плюсы:

  • индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей;
  • ребенок может жить по естественным биологическим часам – просыпаться тогда, когда хочет, учиться в определенное время, когда это получается лучше всего. Появляется возможность распределить время для учебы и для хобби или секции;
  • родители способны учесть все индивидуальные особенности своего ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодится ему в будущем;
  • у ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах, – языки, архитектуру, искусство.

Минусы:

  • ребенок может чувствовать себя отчужденно. Возможно, ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. Может возникнуть шаблонный образ «белой вороны»;
  • возможен побочный эффект в виде проявления эгоизма в будущем. У человека, который привык к избранному отношению, в коллективе могут возникнуть сложности в ситуации, где он оказывается на равных условиях с другими;
  • за детьми требуется постоянный контроль. Родители, выбирающие такую форму обучения, должны быть готовы к этому и иметь возможность тратить свое время на детей;
  • есть риск возникновения трудностей с обучением в вузах, колледжах, техникумах, если родители не сумели дать должное образование.


Фото – из архива Елены Миннибаевой

– Следует помнить, что при выборе семейной формы получения образования ребенок должен стать обязательным участником выбора. В противном случае это будет очередное навязывание родителями уставов, ограничивающих ребенка, что лишит данный вид образования основного преимущества перед школой, – добавила Любовь Кулакова. – Также нужно быть готовыми к тому, что хорошее образование может обернуться серьезными денежными затратами. Родителям необходимо быть очень организованными людьми, чтобы правильно построить для ребенка процесс обучения дома, определить четкий режим занятий, составить учебный план.

Что думают педагоги?

Ирина Каминская, учитель математики в воронежской гимназии имени Басова:

– В целом я за разнообразие форм обучения и вариативность. Бывают ситуации, когда из-за особенностей здоровья, физического и интеллектуального развития, загруженности детей в спорте и искусстве ребенку объективно лучше учиться самостоятельно и по индивидуальному плану. Что касается социализации, учиться общению ребенок может не только в школе. Кружки, спортивные секции, волонтерские объединения вполне неплохо с этим справляются. А вообще, конечно, это большая ответственность родителей – как принятие решения о переходе на семейное обучение, так и собственно организация этого обучения. Но сама я пока с такими ситуациями не сталкивалась, поэтому все представления о семейном обучении только умозрительные.

Юлия Старых, учитель немецкого языка онлайн-курсов:

– Я однозначно за то, чтобы такая форма, как семейное обучение, существовала. У меня самой два сына школьного возраста, с обоими не раз приходилось сидеть и разбирать темы, которые, по идее, должны объяснять учителя на уроке. Иногда и домашнее задание основано на новом материале, разобраться с которым самостоятельно ребенок не в состоянии. Именно тогда у меня и возникает вопрос: «Извините, а зачем тогда моим детям школа, если объяснять и заинтересовывать приходится мне, родителю?». Возможно, если бы я не работала и решила посвятить свою жизнь образованию детей, перевела бы их на семейную форму образования. Благо интернет позволяет сегодня найти себе учителя по душе в любой точке земного шара. Понятно, что вопросы социализации ребенка вполне решаемы вне школы. Тем более что в отдельных случаях школа с этой задачей не справляется по ряду объективных причин. Это не упрек в сторону школы, а просто признание факта. Но и этот вопрос требует от родителей очень осознанного подхода. Родители, которые понимают всю ответственность, осознают, что и зачем делают, переводя ребенка на семейное образование, вызывают у меня уважение.

Валентина Хамбалинова, учитель начальных классов воронежской школы №71:

– Есть дети, которые по состоянию здоровья не могут учиться в школе. И они, и их родители очень жалеют, что у них нет такой возможности. А тут получается, возможность в школе учиться есть, но родители сознательно забирают ребенка из школы. Я не понимаю зачем, если честно. Хочется более глубокие знания ребенку дать – пожалуйста, есть и факультативы, и онлайн-курсы. У нас сейчас и так дети все больше уходят в соцсети, могут хорошо там общаться в переписке, но теряются, когда приходится общаться вживую. Зачем лишать ребенка возможности контактировать с ровесниками? Ведь социализация – не менее важная вещь, чем знания.

Юлия Григорьева, учитель французского языка Острогожской школы №1:

– Я хорошо отношусь к семейному образованию. К сожалению, подавляющее большинство современных школ не может предоставить условия для гармоничного развития детей. При этом школа перестала быть единственным источником знаний, сегодня все знания доступны и вне школы. Пожалуй, единственная задача, которую хорошо решает школа, – это социализация через общение со сверстниками и учителями, но оно, к сожалению, в школе не всегда бывает безопасным. Задачу социализации можно решить, выбрав для ребенка подходящие ему кружки или секции, где он будет заниматься в группе с другими детьми. Я поддерживаю идею семейного образования еще и потому, что дома к ребенку нет бесчисленных универсальных требований и он может учиться со своей скоростью и через те методы, которые подходят лично ему. При этом ему обязательно нужна помощь компетентного взрослого – по крайней мере, до шестого-седьмого класса. Потом он научится учиться и сможет самостоятельно находить и выбирать траектории обучения.

Контекст

Семейное образование часто путают с домашним обучением. На самом деле это совершенно разные вещи. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу по состоянию здоровья, на основании выданных медицинским учреждением заключений. Учителя приходят к ученику домой или в лечебное учреждение и обучают ребенка в удобное для него время. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: